Методика проведения конкурсных процедур на заключение договоров о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской или муниципальной службы области после окончания обучения

(утверждена приказом Департамента государственной службы и кадровой политики области от 25 июля 2013 года № 93)

 

1. Методика проведения конкурсных процедур на заключение договоров о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской или муниципальной службы области после окончания обучения (далее – Методика) определяет порядок организации и проведения конкурса по отбору граждан Российской Федерации, обучающихся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, имеющей государственную аккредитацию (далее - образовательная организация),  для заключения с ними договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской или муниципальной службы области после окончания обучения (далее – конкурс, договор на обучение).

2. Право участвовать в  конкурсе на заключение договора на обучение имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и впервые получающие высшее или среднее профессиональное образование по очной форме обучения:

для заключения договора о целевом обучении  с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы области после окончания обучения - за счет бюджетных ассигнований федерального или областного бюджета,  по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

для заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы - за счет бюджетных ассигнований федерального или областного бюджета.

3. Договор на обучение с гражданином Российской Федерации (далее – гражданин), осваивающим образовательную программу высшего образования по программам бакалавриата или специалитета, заключается не ранее чем через шесть месяцев после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания получения образования в образовательной организации.

Договор на обучение с гражданином, осваивающим образовательную программу высшего образования по программе магистратуры или обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования на уровне среднего общего образования, заключается не ранее чем через шесть месяцев после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания получения образования в образовательной организации.

Договор на обучение с гражданином, получающим образование по образовательным программам среднего профессионального образования на уровне основного общего образования, заключается не ранее чем через полтора года  после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания получения образования в образовательной организации.

4. Органом, уполномоченным на проведение для органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области конкурса на заключение договора на обучение является Департамент государственной службы и кадровой политики области (далее – Департамент).

5. С учетом прогноза изменения организационной структуры, штатной численности,  состава кадрового резерва формируются и направляются в Департамент: ходатайства о проведении конкурса с указанием категории и группы должностей государственной гражданской службы области (группы должностей муниципальной службы), которые подлежат замещению гражданами после окончания обучения, их количества, а также квалификационные требования к этим должностям (требования к специальности, направлению подготовки; профессиональным знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей):

в срок до 20 сентября текущего года – органами исполнительной государственной власти области;

в срок до 20 октября текущего года – органами местного самоуправления области.

6. На основании представленных ходатайств Департаментом формируется сводная потребность органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области в проведении конкурса на заключение договоров на обучение. Перечень органов исполнительной государственной власти области, для которых конкурс проводится в текущем году, определяется Департаментом, исходя из объемов финансирования, выделенных на текущий год, и срока представления ходатайств.

7. Конкурс проводится конкурсной комиссией, состав которой утверждается настоящим приказом Департамента, образованной в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», постановлением Правительства Вологодской области от 20 июля 2015 года № 600 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсного отбора соискателей на право заключения договоров о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы».

8. Конкурс проводится в два этапа в разрезе каждого органа исполнительной государственной власти, органа местного самоуправления области, представивших ходатайство на проведение конкурса.

Первый этап конкурса заключается в оценке соответствия кандидатов необходимым требованиям на основе представленных документов.

По результатам первого этапа конкурса в случае отсутствия кандидатов для участия в конкурсе по обозначенным органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления области специальности,  направлению подготовки, конкурсная комиссия вправе допустить для участия в конкурсе для данного органа исполнительной государственной власти, органа местного самоуправления области других кандидатов, осваивающих образовательную программу по специальности, направлению подготовки, входящей в одну укрупненную группу специальностей.

Второй этап заключается в проведении оценки кандидатов на основании конкурсных процедур.

9. Объявление о конкурсном отборе публикуется  Департаментом в областной газете «Красный Север», печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов органа местного самоуправления муниципального образования области, по ходатайству которого проводится конкурсный отбор, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Департамента и на сайтах муниципальных образований области.

В объявлении указывается следующая информация:

категории и группы должностей государственной гражданской службы области (группы должностей муниципальной службы), которые подлежат замещению гражданами после окончания обучения, их количество, а также квалификационные требования к этим должностям (требования к специальности, направлению подготовки; профессиональным знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей);

перечень документов, представляемых на конкурс, в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики;

место и время приема документов;

срок, до истечения которого принимаются документы;

другие информационные материалы.

10. Гражданин,  изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в Департамент следующие документы:

а) личное заявление;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 года  №  667-р  с приложением фотографии;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) копию трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина (за исключением случаев, когда трудовая (служебная) деятельность ранее не осуществлялась);

«д) справку образовательной организации, подтверждающую, что гражданин впервые получает высшее или среднее профессиональное образование по очной форме обучения в образовательной организации за счет бюджетных ассигнований федерального или областного бюджета, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, а также содержащую информацию об образовательной программе, которую он осваивает (с указанием специальности, направления подготовки, о результатах прохождения гражданином промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом, предшествующей участию в конкурсе, о выполнении им обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка образовательной организации);

 В случае если участником конкурса является студент первого года обучения, в конкурсную комиссию представляются свидетельства о результатах единого государственного экзамена по трем предметам, на основании которых проводилось зачисление в образовательную организацию.

е) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую (муниципальную) службу и ее прохождению (форма № 001-ГС/у, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 года № 984н);

   11. Документы, указанные в пункте 10 настоящей Методики, должны быть представлены в Департамент в течение 30 календарных дней со дня опубликования объявления о конкурсе в областной газете «Красный Север».

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления являются основанием для отказа претенденту в их приеме.

12. Гражданин не допускается к участию в конкурсе:

при несоблюдении требований, установленных пунктами 2, 3 Положения о порядке заключения договоров о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы области после окончания обучения и о порядке предоставления и размере дополнительной выплаты гражданину, заключившему договор на обучение, утвержденного постановлением Губернатора области от 4 октября 2010 года № 494;

при несоблюдении требований, установленных пунктами 2, 3 Положения о порядке проведения конкурсного отбора соискателей на право заключения договоров о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы, утвержденного постановлением Правительства области от 20 июля 2015 года № 600.

Решение о допуске (допуске кандидатов, осваивающих образовательную программу по специальности, направлению подготовки, входящей в одну укрупненную группу специальностей; отказе в допуске) к участию в конкурсе, признании конкурса несостоявшимся (в случае отсутствия кандидатов, допущенных к участию в конкурсе) принимается конкурсной комиссией.

Информация об отказе в допуске к участию в конкурсе с указанием причин отказа направляется гражданину в течение 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения. Направление информации, указанной в настоящем абзаце, организуется секретарем конкурсной комиссии.

13. В течение 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения граждане, допущенные к участию в конкурсе (далее – конкурсанты)  информируются начальником Департамента о порядке, дате, месте и времени проведения конкурсных процедур. Направление информации, указанной в настоящем пункте, организуется секретарем конкурсной комиссии.

14. После получения информации о допуске ко второму этапу конкурса конкурсанты проходят регистрацию на официальном сайте проекта «Команда Губернатора: Ваше будущее» www.okuvshinnikov.ru и представляют в конкурсную комиссию портфолио (с видео-сюжетом – визитной карточкой «Мой шаг в профессию») и эссе по теме: «Профессиональный выбор».

15. Конкурсные процедуры второго этапа включают в себя:

1) анализ (оценка) портфолио (с видео-сюжетом – визитной карточкой «Мой шаг в профессию» (профессиональное кредо и личностные качества);

2) итоги успеваемости (по результатам среднего балла успеваемости, единого государственного экзамена);

3) представление эссе по теме «Профессиональный выбор»;

4) оценка уровня компьютерной грамотности;

5) оценка уровня профессиональных компетенций;

6) оценка кандидатов по технологии «ассессмент-центр»;

7) экспресс-защита идей (инициатив);

8) общественная оценка идей (инициатив).

15.1. Анализ (оценка) портфолио  (с видео-сюжетом – визитной карточкой «Мой шаг в профессию» (профессиональное кредо и личностные качества) проводится на основании анкетных данных и дополнительных сведений, представленных кандидатом о себе (приложение 2 к Методике).

Представленное портфолио должно также содержать личную фотографию конкурсанта и подборку фотографий конкурсанта (не более 5), отражающих личный вклад конкурсанта в общественную жизнь региона (образовательной организации, общественных организаций, движений и др.), а также копии документов, подтверждающих результативное участие конкурсанта в различного уровня фестивалях, конкурсах, конференциях за последние три года, предшествующие участию в конкурсе.

Видео-сюжет – визитная карточка «Мой шаг в профессию» объемом не более 5 минут в формате *.avi или *.MP4 предоставляется на флеш-носителе вместе с портфолио.

Оценка представленных портфолио и видео-сюжетов осуществляется по 5-ти бальной шкале. Критериями оценки являются: полнота и достоверность представленных документов; личный вклад конкурсанта в общественную жизнь региона (школы), образовательной организации, общественных организаций, движений за последний год; наличие достижений в различных областях; культура подачи материала.

Результат выражается в среднем балле оценки, который рассчитывается путем сложения всех баллов и деления суммы на количество экспертов, принявших участие в оценке.

15.2. Итоги успеваемости (по результатам среднего балла успеваемости, единого государственного экзамена). На основании справки образовательной организации о  результатах прохождения конкурсантом промежуточной аттестации, предшествующей участию в конкурсе на заключение договора на обучение, в соответствии с учебным планом высчитывается балл успеваемости исходя из критериев: при среднем балле по справке от 3,50 до 3,99 – «3 балла», при среднем балле по справке от 4,00 до 4,49 – «4 балла», при среднем балле по справке от 4,50 до 5,00 – «5 баллов».

  На основании свидетельства о результатах сдачи конкурсантом единого государственного  экзамена высчитывается балл успеваемости исходя из критериев: при общей сумме баллов  от 60  до 119  - «3 балла», при общей сумме баллов  от 120  до  179 – «4 балла», при общей сумме баллов  от 180 до 300 – «5 баллов».

15.3. Представление эссе по теме «Профессиональный выбор» (допускаются свои варианты темы, близкие к предложенной) осуществляется конкурсантами  в соответствии с требованиями, указанными в приложении 3 к Методике.

В эссе должны быть отражены: профессиональные, личностные цели; мотивированное обоснование участия в конкурсе; мотивированное обоснование приоритетной сферы дальнейшей профессиональной деятельности.

Эссе оценивается по 10-ти бальной шкале (как итоговая сумма полученных результатов). Основные критерии оценки эссе:

соответствие теме, структура текста и логика изложения (оценивается по 5-ти бальной шкале);

грамотность и оформление, культура подачи материала (оценивается по 5-ти бальной шкале).

Эссе предоставляется как в печатном, так и в электронном виде.

15.4. Оценка уровня компьютерной грамотности представляет собой тест на знания в области информационно-коммуникационных технологий. Данная оценочная процедура проводится  с использованием автоматизированного программного комплекса «Кадры Госслужбы Вологодской области». Тест включает в себя 15 вопросов, выбранных компьютером методом генерации случайных чисел и предполагает базовый уровень владения компьютерными технологиями. Время прохождения теста – 30 минут. Результаты оцениваются по 10-бальной шкале исходя из критериев: от 0 до 9% правильных ответов – «1 балл», от 10 до 19% правильных ответов – «2 балла», от 20 до 29% правильных ответов – «3 балла», от 30 до 39% правильных ответов – «4 балла», от 40 до 49% правильных ответов – «5 баллов», от 50 до 59% правильных ответов – «6 баллов», от 60 до 69% правильных ответов – «7 баллов», от 70 до 79% правильных ответов – «8 баллов», от 80 до 89% - «9 баллов», от 90 до 100% правильных ответов – 10 баллов.

15.5. Оценка уровня профессиональных компетенций  представляет собой два теста, где первая часть (15 вопросов, время прохождения – 30 минут) – вопросы на знание законодательства Российской Федерации и Вологодской области по вопросам государственного устройства,  прохождения  государственной гражданской и муниципальной службы, противодействия коррупции, второй тест (без ограничения времени)  на определение профессиональных и личностных качеств (индивидуальные стилевые особенности, мотивационные характеристики в рамках трудовой деятельности, организаторские  качества).  Составление тестов осуществляется для всех конкурсантов Департаментом.

Оценке подлежит только первый тест. Результаты оцениваются по 10-бальной шкале исходя из критериев: от 0 до 9% правильных ответов – «1 балл», от 10 до 19% правильных ответов – «2 балла», от 20 до 29% правильных ответов – «3 балла», от 30 до 39% правильных ответов – «4 балла», от 40 до 49% правильных ответов – «5 баллов», от 50 до 59% правильных ответов – «6 баллов», от 60 до 69% правильных ответов – «7 баллов», от 70 до 79% правильных ответов – «8 баллов», от 80 до 89% - «9 баллов», от 90 до 100% правильных ответов – 10 баллов.

Результаты второго теста учитываются при проведении оценки конкурсантов по технологии «ассессмент-центр».

15.6. Оценка кандидатов по технологии «ассессмент-центр»  представляет собой  комплексную процедуру  деловой оценки, которая производится посредством наблюдения за реальным поведением конкурсантов  в моделирующих упражнениях и направлена на проявление следующих компетенций:

1) эффективность деятельности (продуктивность, несмотря на внешнее эмоциональное давление, умение проявлять уравновешенность в стрессовой ситуации,  активность и готовность к работе, умение проявлять инициативу);

2) особенности поведения (умение формулировать и обосновывать свое мнение, готовность в ситуации неопределенности предлагать решение и отвечать за него, стимулирование и мотивация других, умение вести за собой, способность развивать, способствовать раскрытию коллег);

3)  уровень достижения целей (стремление к успеху, умение ставить цели в работе, наличие напряжения при отсутствии смысла и прогнозируемого результата, соотнесение задачи и результата, выделение, определение  критериев результативности);

4) личностные особенности (применение разнообразных приемов к решению практических или коммуникативных задач, стремление к нестандартности в решении задач, умение видеть ситуацию с разных сторон, привлечение дополнительных ресурсов к решению задач, выход за привычные рамки, низкий уровень применения стереотипных действий, признание своих ошибок и принятие чужой точки зрения).

При проведении оценки используются следующие методы: работа в подгруппах, индивидуальная работа, публичные выступления, анализ кейсов. Формы проведения: ролевые игры, создание дайджестов, подготовка выступлений, анализ коротких видеофильмов, групповые дискуссии.

Оценка участников ассессмента происходит следующим образом.

По каждой из 4 компетенций экспертом выставляется балл по степени выраженности: 3 балла – ярко выражена компетенция у участника; 2 балла – выражена на среднем уровне; 1 балл – низкий уровень выраженности.

Эксперты выставляют балл участнику путем суммирования баллов по каждой компетенции. Итоговый балл участник получает путем суммирования баллов от всех экспертов и делением на количество экспертов.

15.7. Экспресс-защита идей (инициатив). Идея (инициатива), представленная на конкурсный отбор, должна представлять собой законченное предложение (инициативу), содержать обозначенную проблему и пути ее решения.

Примерный перечень тем (идей) формулируется органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления области, по ходатайству которого проводится конкурс. Работа представляется в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 4 к Методике.

Результаты оцениваются по 15-балльной школе. При оценке учитываются пять критериев, каждый из которых оценивается от 1 до 3 баллов, где:

 актуальность и обоснованность идеи (инициативы) - возможное влияние разрабатываемой идеи (инициативы) на экономическую ситуацию в регионе. Инновационный потенциал, влияние идеи (инициативы) на социальную и др. ситуацию в регионе (минимальный уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла);

  реалистичность целей и задач (умение анализировать проблемы, формулировать цели и задачи) (расплывчаты и фрагментальны – 1 балл, сформулированы в общем виде – 2 балла, четко и конкретно сформулированы – 3 балла);

   наличие конкретных и измеряемых результатов (отсутствуют – 1 балл; расплывчаты, слабо выражены – 2 балла; четко сформулированы – 3 балла);

    социальный эффект и востребованность идеи (инициативы) (слабая вероятность – 1 балл, вероятность востребованности есть – 2 балла, значительный эффект очевиден – 3 балла);

    навыки публичного выступления (низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла).

Результат выражается в среднем балле оценки, который рассчитывается путем сложения всех баллов и деления суммы на количество экспертов, принявших участие в оценке.

15.7. Общественная оценка идей (инициатив) заключается в публичной оценке представленных конкурсантами идей (инициатив) на официальном сайте www.okuvshinnikov.ru и оценивается методом голосования: поддерживаю идею (инициативу)/ не поддерживаю идею (инициативу). Итоговой общественной оценкой идеи (инициативы) является общий суммарный балл (от 1 до 3 баллов), где:

до 50 голосов в поддержку идеи (инициативы) – 1 балл;

от 51 до 100 голосов в поддержку идеи (инициативы) – 2 балла;

более 100 голосов в поддержку идеи (инициативы) – 3 балла.

 16.  Подведение итогов осуществляется по результатам проведенных оценочных процедур:

    по окончании каждой из оценочных процедур конкурсантам выставляются баллы (в соответствии с критериями оценки) и формируется рейтинг, размещаемый на официальном сайте проекта «Команда Губернатора: Ваше будущее» www.okuvshinnikov.ru;

    итоговый рейтинг формируется в разрезе каждого органа исполнительной государственной власти, органа местного самоуправления области путем определения средней суммы баллов по итогам всех оценочных процедур. На основе итогового рейтинга определяется победитель(и) конкурса в разрезе каждого органа исполнительной государственной власти, органа местного самоуправления области.

    17. Органам исполнительной государственной власти области, органам местного самоуправления области, по ходатайству которых проводился конкурс, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения конкурсной комиссией сообщается о результатах в письменной форме и передается личное дело победителя(ей) конкурса. Организация работы, указанной в настоящем пункте, осуществляется секретарем конкурсной комиссии.

    18. О результатах конкурса конкурсанты уведомляются в письменной форме в течение 10 дней со дня завершения конкурса. Информация о результатах конкурса размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Департамента www.dgs35.ru. Организация работы, указанной в настоящем пункте, осуществляется секретарем конкурсной комиссии.

 

 

 

Приложение 1

к Методике

 

 

 

Х О Д А Т А Й С Т В О

о проведении конкурса на заключение договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской (муниципальной) службы области

_________________________________________________________________________

(наименование органа исполнительной государственной власти, органа местного самоуправления области)

 

 

 

Количество должностей

Категория и группа должностей государственной гражданской службы (группа должностей муниципальной службы)

Квалификационные требования

к специальности, направлению подготовки высшего образования

к профессиональным знаниям и умениям

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Методике

 

 

        Портфолио

Основная информация

Фамилия

фамилия

 Имя  

имя

Отчество

отчество

 Образовательная организация

полное название

Учебная группа

номер группы

Телефон домашний  

номер телефона

Телефон мобильный  

номер телефона

  E-mail  

ссылка

Дата рождения 

день/месяц/год

Полный домашний адрес

 

индекс

населенный пункт (город, село, поселок и т.д.)

улица/дом/ квартира

 Владение иностранными языками:

Язык

Степень владения

наименование

иностранного языка

выбрать вариант:

начальный,

ниже среднего,

средний,

выше среднего,

продвинутый

* Таблица может содержать несколько строк

        Документы, подтверждающие достижения (грамоты, награды, дипломы, сертификаты, знаки отличия и т.д.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Все перечисленные документы должны быть подтверждены в  электронном виде в виде скан-копий представленных документов

 

       Опыт научной работы:

Годы работы

Наименование организации, движения

Функции

[год начала - год окончания работы]

[общественная организация, объединение, группы, совет школы и т д.]

[выполняемая работа]

* Таблица может содержать несколько строк, а также список мероприятий (олимпиады, научные публикации и др., в которых студент принимал участие. Также может быть отмечена работа студента,  например, в должности руководителя студенческой научной организации и т.п.)

 

        Опыт общественной работы:

Годы работы

Наименование организации, движения

Функции

[год начала - год окончания работы]

[общественная организация, объединение, группы, совет школы и т д.]

[выполняемая работа]

* Таблица может содержать несколько строк, а так же список внеучебных мероприятий, где гражданин проявил качества лидера.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

 

Личные качества

[Укажите несколько своих личностных черт, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов]

 

Увлечения и интересы

[Увлечения, хобби, интересы]

 

Компьютерные навыки

[Уровень владения компьютером, знание профессиональных программ]

 

Приверженность к здоровому образу жизни

[отсутствие вредных привычек, занятие спортом и др.]

 

 

 

 

Приложение 3

к Методике

 

Требования к написанию эссе

 

 

Требованияк написанию эссе:

1)      В формате MS Office (в электронном виде направляется для размещения на сайт одновременно с портфолио);

2)      Объем: ориентировочно 4000 знаков с пробелами, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,0. Все поля по 20 мм.

3)      Вверху слева указывается фамилия, имя, отчество автора эссе, место учебы.

4)      Далее через один интервал - название эссе жирным шрифтом «Профессиональный выбор». Допускаются свои варианты названия эссе близкие к предложенной теме.

5)      Затем через один пропущенный интервал располагается текст.

 

Приложение 4

к Методике

 

Требования к конкурсным идеям (инициативам)

 

1. Идея (инициатива), представленная на конкурсный отбор, должна представлять собой законченное предложение (инициативу), содержать обозначенную проблему и пути ее решения.

2. Работа должна быть представлена как в бумажном, так и  в электронном виде,  в формате А4. Объем работы не должен превышать 30 страниц  текста, выполненного шрифтом Times New Roman 14 с межстрочным интервалом 1,5.

Прилагаемый  к работе материал должен содержать пояснения.

3. Титульный лист должен содержать:

- наименование (идеи, инициативы);

- ФИО участника конкурсного отбора;

4. Идеи (инициативы), выполненные с нарушением требований настоящего                   положения, к участию  в конкурсе не допускаются.