Надежда Макатрова, генеральный директор Консалтинговой компании "Конкретика", основатель и партнер проекта Womania.ru, консультант по вопросам стратегического управления, оргструктур и маркетинга. Эксперт в области маркетинговых исследований, стратегии и технологий продвижения товаров и услуг: "С презентацией новой концепции бренда региона выступил не кто-нибудь, а сам губернатор области – Олег Александрович Кувшинников. И выступил, надо сказать, прекрасно. Что лично мне понравилось в его презентации (об оценке самой идеи бренда я тоже скажу, но чуть позже)?
Во-первых, сам факт того, что губернатор поднимает вопрос брендинга – это хороший знак. Мы ведь знаем, что один из главных факторов успеха любого начинания в нашей стране – это наличие политической воли.
Во-вторых, это было по-настоящему яркое, энергичное и эмоциональное выступление, заражающее слушателей энтузиазмом.
В-третьих, лаконичное обоснование предлагаемой идеи, содержащее целый ряд готовых позиционирующих слоганов". Полный текст - здесь
Владислав Шулаев, директор по стратегическому развитию коммуникационного агентства «АГТ».
Ответственный секретарь комитета РАСО по региональному развитию и продвижению территорий. Номинант премии «Серебряный Лучник 2003»: «Мое частное мнение: метафора "Душа русского Севера" - достаточно близко к идентичности вологжан. Именно русского. Так же как и образ птицы. Эту визуализацию можно рассматривать как элемент внутреннего продвижения. Для туристического, например, продвижения, нужны дополнительные основания»
Павел Родькин, дизайнер, эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения, преподаватель Факультета дизайна НИУ ВШЭ (г. Москва):
«Потенциально «Душа Русского Севера» имеет шанс стать очень хорошей работой, но для этого заказчику бренда необходимо обратится к профессиональным разработчикам в области графического дизайна и визуальных коммуникаций. Брендинг Вологодской области находится перед решающим методологическим выбором: осуществить необходимый этап профессионального дизайна выбранной концепции на основе имеющегося эскиза...»
Александр Рудаков, руководитель экспертного центра Всемирного Русского народного собора:
«Мне импонирует то, что концепция образа Вологодской области опирается на глубинные народные традиции. Для современной России это редкий случай. Мы привыкли считать, что все лучшее находится за границей, но это не так. То, что Вологодская область готова показать через этот бренд экономические, культурные традиции, обязательно принесет отдачу»
Артемий Медведев, доктор филологических наук из Канады, уроженец России:
Три точки на теле птицы более яркие, чем глаз. Хорошо бы добавить больше цветового разнообразия. При этом понравился девиз, в котором упоминается душа»
Александр Сирченко, начальник управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму:
«Состоялась презентация бренда Вологодчины. И это, наверное, единственный субъект РФ, который так четко и планомерно подошел к вопросам продвижения своего туристического продукта. Это очень важный шаг».
Иван Страхонь, Вице-гетман Моравско-Силезского края, г. Острава, Чешская Республика:
«Я имел возможность присутствовать на Вашей презентации единого образа Вологодчины. Хочется особенно оценить высокий профессионализм и деликатность подхода к проблематике наполнения образа Вологодской области душой. Ваше выступление произвело на меня глубокое впечатление»
Визгалов Денис Валерьевич, кандидат географических наук , член редакционного совета журнала «Town and City Management» (Лондон), автор книг «Методы оценки муниципальных программ» (2005 г.),«Маркетинг города» (2008 г.), «Брендинг города» (2011 г.). Участвует в разработке и ведении образовательных курсов ИЭГ «Разработка социально-экономической политики на местном уровне», «Региональная политика», «Городская экономика», «Маркетинг города», «Инвестиционная политика муниципальных образований», «Мониторинг и оценка городских программ» для студентов российских вузов и специалистов муниципальных и региональных администраций российских и зарубежных городов. С 2008 г. ― организатор, участник создания и реализации первых в России маркетинговых стратегий для муниципальных образований. География проектов: Алматы (Казахстан), Баку (Азербайджан), Баня-Лука и Сараево (Босния и Герцеговина), Бишкек (Кыргызстан), Большой Камень, Стерлитамак, Бирск, Баянхонгорский регион (Монголия), Магадан, Уссурийск:
«Я посмотрел визуальный стиль Вологодской области, он приятен и, наверное, откликается на характер, менталитет области. И, наверное, созвучен с лозунгом «Душа Русского Севера». Теперь над этим стилем должна быть какая-то стратегия по позиционированию самого региона, конкретные дела, которые доказывали бы, что Вологодская область - это Душа Русского Севера. Ведь претендентов на это звание на русском севере очень много... С моей точки зрения нужна концепция бренда, план проектов, и одним из таких проектов является фирменный стиль Вологодской области, который уже готов. Но есть и много других направлений - видение городов и районов области в этой концепции, работа с бизнесом, инфраструктурой области - чтобы каждым проектом шел намек на «Душу Русского Севера». Необходима работа над концепцией бренда. Я не склонен переоценивать роль самого визуального стиля территории. Дизайн, визуальный стиль, логотип - это средство выращивания бренда, а не сам бренд»
Татьяна Комиссарова, Декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ:
«Региональные бренды имеют огромный потенциал воздействия на целевые аудитории. Маркетинг территорий позволяет локальным брендам производителей экономить большие бюджеты на продвижение — как в самом регионе, так и за его пределами. Важно и то, что администрация Вологодской области взяла на себя роль контролера качества продукции, выпускаемой под региональными товарными знаками, и это не просто декларация. Знак «Настоящий вологодский продукт» позволит небольшим компаниям рассчитывать на внимание со стороны жителей области и легче доносить до потребителей информацию о качестве выпускаемой продукции. Не стоит сбрасывать со счетов, что Вологодская область считается экологически чистой территорией, что позволяет продуктам региональных компаний быть востребованными в крупных городах России. Можно с уверенностью сказать, что стратегия маркетинга территории, используемая администрацией Вологодской области, позволяет формировать имидж для туристов, привлекательность для инвесторов, экспорт продукции в другие регионы России.»
Юлия Эмм, директор практики бизнес-коммуникаций коммуникационного агентства «Михайлов и Партнеры»:
«Согласно опубликованным материалам, главной целью бренда является развитие самосознания населения области. Визуальная часть концепции имеет потенциал для достижения этой цели. Но важно помнить, что любой бренд становится успешным только тогда, когда даваемые им обещания выполняются на практике. Начало положено, теперь главное, чтобы идея была полностью разделена и принята населением и «зажила своей жизнью»»