29 ноября 2017

Бюджетное послание Губернатора области О.А. Кувшинникова на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов

Уважаемые коллеги!

Сегодня для рассмотрения в первом чтении вам представлен проект областного бюджета на предстоящее трехлетие.

В стенах Законодательного Собрания прошли нулевые чтения, приняты решения постоянных комитетов, состоялись публичные слушания по обсуждению параметров бюджета.

Тем не менее, остановлюсь на основных моментах.

Можно с уверенностью сказать, что благодаря нашей совместной работе мы перешли от процесса оздоровления бюджета к бюджету долгосрочной финансовой устойчивости, бюджету развития.

Об этом свидетельствует динамичный рост доходной базы.

За 10 месяцев этого года прирост доходов областного бюджета составил 7 млрд. рублей. Это позволило досрочно выполнить задачу, поставленную в ходе прошлого Бюджетного послания – обеспечить поступление налоговых и неналоговых доходов в размере не менее 43 млрд. рублей. Впервые практически за десять лет (с 2008 года) мы дважды проводили корректировку в сторону увеличения плана по поступлению собственных доходов - в целом на 2,7 млрд. рублей. Эти средства направлены на реализацию указов Президента России на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, на обеспечение социальных выплат отдельным категориям населения, на развитие социальной инфраструктуры и поддержку дорожного хозяйства области.

По приросту доходной базы область вышла в лидеры в стране, заняв 15 место.

В ближайшие три года мы также планируем ежегодное увеличение собственных доходов (2018 – 107,2% к предыдущему году, 2019 – 103,2%, 2020 – 102,6%). В результате за весь период (в 2020 году на к уровню 2017 года) будет обеспечен прирост на 6,2 млрд. рублей или 13,5% (за предыдущую трехлетку (2015-2017) прирост составил 10,9 млрд. рублей).

Профицит будет составлять порядка 1 млрд. рублей ежегодно (2018 – 0,8 млрд. рублей, 2019 – 0,8 млрд. рублей, 2020 – 1 млрд. рублей).

Благодаря чему это стало возможно?

В первую очередь, благодаря развитию экономического потенциала региона.

Да, безусловно, не все так гладко, как хотелось бы, но, тем не менее, есть успехи и по итогам этого года будет обеспечен рост основных экономических показателей.

В 2017 году продолжился рост валового регионального продукта (ВРП).

При вступлении в должность я поставил задачу увеличить ВРП за 5 лет до 500 млрд. рублей (2011 год – 323,1 млрд. рублей). Многие посчитали эту задачу невыполнимой.

Но мы это сделали. Уже в 2016 году ВРП составил 497 млрд. рублей. А по оценке в 2017 году (фактические данные будут в марте 2018 года) ВРП составит уже 519,2 млрд. рублей с ростом к 2011 году на 60%..

Индекс промышленного производства составит 101,8%, что соответствует среднероссийским показателям.

Впервые за последние 4 года (2014-2017) темпы роста заработной платы опередили инфляцию. В результате ее реальный прирост составил 2,7% (в номинальном выражении - на 6,7%, до 31265 рублей).

Еще одним достижением этого года стало то, что впервые с 2011 года область поднялась на 16 место по объему промышленности в расчете на душу населения (2011 год – 13 место) и впервые с 2013 года  - на 13 место по объему экспорта на душу населения (2013 год – 10 место).

Но на этом мы не планируем останавливаться. Развитие промышленного потенциала региона – одна из основ его дальнейшего успешного развития.

Именно поэтому дан старт работе Государственного фонда развития промышленности Вологодской области. Теперь предприятия Вологодчины будут получать займы в сумме от 20 до 100 млн. рублей по низкой 5-процентной ставке.

Начиная с 2014 года мы ежегодно наращиваем объем инвестиций и по итогам текущего года планируем достичь вложений в экономику региона порядка 123 млрд. рублей (рост к предыдущему году – 102,7%). В результате мы впервые за 11 лет (с 2006 года - 9 место) поднялись на 16 место в РФ по объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения.

Новым окном возможностей стало создание территории опережающего социально-экономического развития в городе Череповце. В рамках ТОСЭР уже заключены соглашения о реализации 13 проектов на общую сумму более 4,5 млрд. рублей в различных отраслях: агропромышленный комплекс, перерабатывающая промышленность, транспорт, медицина и другие. В перспективе общий объем инвестиций в ТОСЭР может достигнуть 10 млрд. рублей по 40 проектам.

Мы настраиваем бюджетную политику таким образом, чтобы стимулировать рост экономики.

Это налоговые преференции по налогу на прибыль с целью стимулирования крупномасштабных проектов, благодаря которым формируются новые источники налоговых поступлений и обеспечивается гарантированный бюджетный эффект.

В регионе реализованы 3 приоритетных инвестиционных проекта, 9 находятся в стадии реализации (12 проектов). Их суммарный объем инвестиций составляет 91,2 млрд. рублей (объем уже вложенных инвестиций в реализацию проектов составил 78,2 млрд. рублей, в том числе за первое полугодие 2017 года вложено 3,1 млрд. рублей). В рамках реализации этих приоритетных проектов уже создано 795 рабочих мест (в том числе за первое полугодие 2017 года - 97 рабочих мест) и планируется еще создать 224 новых рабочих места.

Вектор налоговой политики региона направлен на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса (МСБ).

В Вологодской области МСБ является крупнейшим работодателем, в нем занято 34% населения, то есть каждый третий работающий.

Количество предприятий в этом секторе экономики ежегодно увеличивается (по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году – 11,2 тысяч единиц, в 2017 году (январь-октябрь) – 26,2 тысяч единиц).

Роль малого бизнеса - возрастает. Это развитие конкуренции, диверсификация экономики, создание новых рабочих мест.

Последние годы направляется значительный объем финансирования на мероприятия по поддержке малого бизнеса. Общий объем средств на эти цели в 2017 году составил 1,1 млрд. рублей.

Но мы пошли дальше!

Понимая значение МСБ для нашей экономики, мы приняли решение объявить мораторий на рост налоговой нагрузки для субъектов предпринимательства, уплачивающих налог на имущество от кадастровой стоимости. Уверен, что не гонясь сейчас за дополнительными поступлениями, мы дадим возможность этой категории встать на ноги и получим пусть отсроченный, но более ощутимый результат, как бюджетный, так и экономический.

Такая же мера поддержки коснется и организаций-застройщиков, что позволит нам поддержать строительную отрасль в непростой ситуации.

В сложном положении находятся и индивидуальные предприниматели. Чтобы стимулировать активность бизнеса мы с этого года ввели «налоговые каникулы» в виде нулевой ставки по патентной системе налогообложения. Льгота будет действовать в течение 2-х лет с момента их государственной регистрации. Начинающие предприниматели смогут воспользоваться налоговыми каникулами до 2020 года включительно.

Уверен, эти меры помогут сохранить позитивную динамику в количестве индивидуальных предпринимателей, которая впервые появилась в 2017 году после резкого падения в предыдущие годы.

Поступательное движение по укреплению доходной базы стало возможно, в том числе, благодаря работе по обелению доходов, сокращению налоговой задолженности. Это в перспективе даст прирост объемов сбора НДФЛ к 2020 году в объеме 2,7 млрд. рублей или 14% (по сравнению с 2017 годом).

В 2012 году мы передали значительный объем налога на доходы физических лиц местным бюджетам, а с 2016 - добавили платежи от малого бизнеса и в результате получили увеличение бюджетной отдачи за счет заинтересованности органов местного самоуправления в сборе данных налогов.

В текущем году впервые за последние 10 лет по темпу роста налога на доходы физических лиц регион поднялся на 20 позиций и занял 17 место, по налогу с применением упрощенной системы налогообложения - на 46 ступеней и занял 21 место в РФ.

Рост доходной базы бюджета региона стал возможен, в том числе, благодаря помощи федерального бюджета. За шесть лет (2012-2017) безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 59 млрд. рублей, из них дотации - 18 млрд. рублей. Получено бюджетных кредитов на сумму более 31 млрд. рублей. Бюджетный эффект оценивается свыше 5,5 млрд. рублей.

Это позволило сбалансировать бюджет и выйти из преддефолтного состояния, в котором область находилась в 2011 году.

В проекте бюджета на предстоящие три года также запланирована федеральная помощь в объеме более 20 млрд. рублей. Взаимодействие в данном направлении продолжается.

Но наша работа с федеральным центром строится не только на прямой финансовой поддержке.

Конструктивные отношения с Министерством финансов России и Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка позволили нам добиться увеличения в 2018 году поступлений в областной бюджет акцизов на алкогольную продукцию на 10% выше текущего года (до 3,3 млрд. рублей в 2018 году).

Вологодская область неоднократно поднимала проблему несбалансированности региональных дорожных фондов. И к нам прислушались. Индексация ставок акцизов на нефтепродукты позволит увеличить доходы фонда в ближайшие три года практически на 1 млрд. рублей.

Одобрена Правительством Российской Федерации и законодательная инициатива Вологодской области в отношении переноса срока уплаты имущественных налогов физическими лицами с 1 декабря на 1 октября. Реализация закона позволит обеспечить ритмичность сбора транспортного налога с физических лиц, который является одной из важнейших составляющих дорожного фонда, а также стабилизировать финансовое положение бюджетов поселений и городских округов.

Еще одна проблема, на которую мы неоднократно обращали внимание федерального центра – это высокий уровень закредитованности региональных бюджетов. И в этом моменте нас тоже услышали. В результате в 2017 году Президент Российской Федерации выступил с инициативой по так называемой «расчистке региональных финансов» - реструктуризации бюджетных кредитов, привлеченных субъектами Российской Федерации ранее.

Реструктуризация рассчитана как минимум на семь лет.

В течение 2018-2019 годов регионы будут выплачивать по 5% основного долга ежегодно, в 2020 году – 10%, в 2021-2024 годах по 20% ежегодно.

В случае если мы обеспечим рост собственных доходов на уровне не ниже инфляции программа по реструктуризации будет продлена до 12 лет. Я не сомневаюсь, мы этот прирост обеспечим.

По нашей оценке в трехлетнем периоде за счет реструктуризации кредитов будет высвобождено более 4 млрд. рублей. И это существенный бюджетный эффект!

Безусловно, мы продолжим и собственную работу по сокращению объема государственного долга.

За три года (2015-2017) мы погасили государственный долг на 8,6 млрд. рублей, снизив его до уровня в 57,4% от объема налоговых и неналоговых доходов. За предстоящее трехлетие мы уменьшим долг еще на 2,7 млрд. рублей до экономически безопасного уровня 45% от объема собственных доходов бюджета (до 23,6 млрд. рублей).

Уважаемые коллеги!

Укрепляя доходную базу, сегодня мы можем позволить себе увеличить и расходы за счет собственных источников. За ближайшие три года они вырастут на 6,8 млрд. рублей или на 15% к уровню 2017 года.

Но делать мы это должны разумно и взвешенно. Каждый потраченный рубль должен быть эффективным и выполнять основную задачу – улучшение жизни вологжан.

Безусловным приоритетом для нас является социальная сфера.

Именно поэтому 2/3 расходов областного бюджета направлено на решение вопросов социального характера. Рост объема средств в 2018 году на эти цели составит 3,6 млрд. рублей или 10,5% по сравнению с текущим годом (67,5% расходов бюджета 2018 года или 38,5 млрд. рублей - расходы на социальную сферу).

В первую очередь, это полное исполнение указа Президента России по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы (на эти цели предусмотрены дополнительные средства в объеме 2,3 млрд. рублей).

Принято решение и об индексации на 4% с 1 января 2018 года заработной платы работников бюджетной сферы тех категорий, которые не вошли в указы Президента Российской Федерации.

По инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина в ближайшие два года будет решен вопрос, о котором говорили многие годы. Это повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума: в 2018 году МРОТ составит 85% прожиточного минимума, а в 2019 году – 100%. На эти цели в проекте бюджета также предусмотрены средства в объеме 600 млн. рублей.

Поддержка за счет бюджетных средств будет предоставляться прежде всего тем, кто в ней больше всего нуждается.

В целом на предоставление мер социальной поддержки граждан области в следующем году направляется 10 млрд. рублей.

Не один год мы говорим и о том, что необходимо проиндексировать стоимость льготного питания школьников. И сегодня в проекте бюджета предусмотрено её увеличение с начала 2018 года на 40%.

В 2 раза с 1 января будут увеличены и выплаты на проезд и одежду для детей из многодетных семей. Данные выплаты не индексировались с 2006 года!

До прожиточного минимума детей будут проиндексированы выплаты на детей-сирот, находящихся под опекой и попечительством.

Более чем в 2 раза увеличены расходы областного бюджета на обеспечение жильём детей-сирот. За три года на приобретение и строительство жилья для детей-сирот будет направлено более 1,6 млрд. рублей.

Это, коллеги, рекордная сумма!

Также принято решение о продлении до 2020 года предоставления выплат на третьего и последующих детей. Региональный материнский капитал предоставлен почти 7 тысячам детей на сумму свыше 800 млн. рублей.

Уважаемые коллеги!

Вчера Президент России выступил на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, где ярко обозначил, что демографическая ситуация в нашей стране снова обостряется.

В частности, Президент предложил установить ежемесячные выплаты нуждающимся молодым семьям при рождении первого ребенка до достижения им полутора лет (10,5 тыс. рублей).

Необходимость данной поддержки Вологодская область неоднократно подчеркивала. Мы обсуждали эту идею на проектном комитете по «Демографии» в Правительстве области. Я поднимал данную тему на заседании президиума Государственного Совета в рамках дальневосточного форума. Выплата «первого материнского капитала» сейчас играет важнейшую роль и для страны и для региона.

И мы рады, что наши идеи воплотятся в жизнь.

Также Президент предложил продлить программу маткапитала до конца 2021 года и ввести дополнительные возможности его пользования (ежемесячная выплата тем семьям, кто особо в этом нуждается); Мы также продлили действие регионального материнского капитала до 2020 года.

расширить число регионов, выплачивающих пособия на рождение третьего ребенка (включить регионы, у которых суммарный коэффициент рождаемости меньше 2, ранее – ниже среднероссийского, область входит в перечень с 2013 года);

запустить спецпрограмму по ипотеке для семей со вторым или третьим ребенком (компенсация ставки выше 6%);

создать дополнительные места в яслях для детей до 3 лет;

уделить внимание медицинскому обслуживанию детей (по 10 млрд. рублей регионам РФ ежегодно на реконструкцию и оснащение детских поликлиник).

Считаю, что сейчас нам нужно оценить перспективы участия региона в данных направлениях. И прежде всего это коснется создания мест в яслях и выделения средств на ремонт и оснащение детских поликлиник, и подготовить при необходимости документы для подачи заявок.

Над этим надо сейчас активно поработать.

Уважаемые коллеги!

Проблемным вопросом для нашего региона является сфера здравоохранения.

Те усилия, которые мы предпринимали, недостаточны. Поэтому предлагаю увеличить средства, направляемые на здравоохранение на 1,9 млрд. рублей. В результате в 2018 году по сравнению с 2017 годом расходы на здравоохранение в области увеличатся на 22,5%.

Таким образом, объем средств на здравоохранение за счет средств областного бюджета достигнет 10,2 млрд. рублей.

Выделение дополнительных средств позволит нам увеличить расходы на ключевые направления:

это лекарственное обеспечение граждан (в 2017 году выделено 680 млн. рублей, в 2018 году - более 800 млн. рублей);

расходы на оказание медицинской помощи, в том числе на увеличение заработной платы в соответствии с указами Президента РФ (в 2017 году выделено 1,8 млрд. рублей, в 2018 году - 2,46 миллиарда рублей);

увеличение более чем в 5 раз расходов областного бюджета на приобретение оборудования и проведение ремонтов в учреждениях здравоохранения области (2017 - 190 млн. рублей, 2018 – 1 млрд. рублей).

Приведу пример. На реализацию проекта «Региональный сосудистый центр, профилактика онкологии» планируется направить 244 млн. рублей, в том числе 73 млн. рублей на капитальный ремонт отделений, входящих в структуру сосудистого центра «Вологодской областной клинической больницы».

Продолжится ремонт соматического корпуса в Череповце, а также в областных и районных центральных больницах (более 220 млн. рублей).

В областные учреждения и центральные районные больницы будет приобретено новое медицинское оборудование (порядка 550 млн. рублей), в том числе линейный ускоритель для областного онкологического диспансера, маммографы, аппараты УЗИ и прочее диагностическое оборудование.

Уважаемые коллеги!

Хочу отметить, что кадровый голод в сфере здравоохранения перестал быть таким острым. Принятые нами меры дают свои результаты.

Благодаря целевой контрактной подготовке в учреждениях высшего медицинского образования сегодня обучается более 900 человек (из них 756 человек получают ежемесячную стипендию в размере 4 тыс. рублей).

В области предоставляются единовременные денежные выплаты в размере 1 млн. рублей врачам, приехавшим на работу в сельские районы области (всего 180 врачей).

Также - единовременные выплаты врачам, проживающим и работающим в сельской местности в размере 100 тыс. рублей (всего 154 врача).

Молодым специалистам в Вологде, Череповце и муниципальных районах области предоставляется частичная компенсация расходов по договору найма жилого помещения (пользуются данной льготой 316 человек).

Но мы стремимся поддержать не только врачей, но и средний медперсонал, особенно на селе в фельдшерско - акушерских пунктах.

Поэтому в прошлом месяце мы приняли решение по поддержке специалистов со средним профессиональным образованием – фельдшеров, акушерок, медсестер, заключивших трудовые договоры о работе в сельских ФАПах. Им будет предоставлена поддержка в размере 500 тысяч рублей (при этом они обязаны отработать на ФАПе не менее 5 лет).

В результате нашей работы за три года (2015-2017) нам удалось снизить дефицит медицинских кадров более чем на 400 человек, то есть на 25%.

Не останется в стороне и культура.

В следующем году более чем на 160 млн. рублей или на   16,8% увеличены расходы на культуру (2017 год – 1 млрд. рублей, 2018 год - 1,1 млрд. рублей).

Данные средства будут направлены на деятельность учреждений культуры, проведение ремонтных работ, работ по созданию безбарьерной среды и на реализацию масштабных имиджевых проектов, в том числе проекта «Фестивальное лето», который объединит в 2018 году: международный фестиваль молодого европейского кино «VOICES»; международный театральный фестиваль «Голоса истории»; межрегиональный фольклорный фестиваль «Деревня – душа России». Также на реализацию проекта «Вологда – новогодняя столица Русского Севера» и торжественные мероприятия, посвященные 20-летию проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза».

Кроме того, мы запускаем одобренный Ростуризмом новый проект «Сказочная Россия» (в рамках реализации нового федерального проекта «Сказочная Россия»), который объединит всех сказочных персонажей страны и поддержит туристскую сферу региона.

Также на следующий год более чем в 2 раза увеличены расходы на ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия области (22,8 млн. рублей).

Решая социальные задачи, мы думаем и о развитии.

Увеличен объем расходов на поддержку отраслей экономики и развитие социальной инфраструктуры.

Дорожный фонд сформирован в объеме 5,6 млрд. рублей с ростом на 5,7%. При этом в 2018 году за счет средств областного бюджета дополнительно будет направлено 750 млн. рублей.

В трехлетнем периоде мы завершим строительство обхода вокруг города Вологды (IV пусковой комплекс обхода города Вологды), подхода к мостовому переходу через реку Шексну в городе Череповце, подъезда к городу Кириллову, участков автодорог Вожега-Михеевская в Вожегодском районе, Устюжна-Модно, Устюжна-Сандово в Устюженском районе, будет продолжен ремонт участков автомобильной дороги Тотьма - Нюксеница - Великий Устюг и Чекшино - Тотьма - Никольск.

В 2018-2020 годах с привлечением федеральных средств запланирована реконструкция аэропорта в городе Великий Устюг. Объём инвестиций составит 1 млрд. рублей. В результате будет увеличена взлетно-посадочная полоса, что позволит принимать среднемагистральные самолеты, прямые рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Область активно включилась в реализацию Федеральной программы по строительству школ. В 2018-2020 годах планируется построить 4 школы: в Вологде, Череповце, Соколе и Кичменгско-Городецком районе. На эти цели будет направлено 2,3 млрд. рублей.

В 2018 году мы продолжим вместе с муниципальными образованиями реализовывать проект по строительству новых малобюджетных спортивных сооружений. Будет построено 14 спортивных объектов в 12 муниципальных образованиях области. Объем инвестиций составит порядка полмиллиарда рублей.

На этом мы не останавливаемся.

Сегодня хочу объявить о начале следующего этапа реализации данного проекта на прежних условиях софинансирования: 75% от области и 25% от муниципалитета. Заявки будут приниматься Департаментом строительства области до 1 февраля 2018 года. Создание условий для занятий спортом остается в числе наших основных приоритетов.

Уважаемые коллеги!

Расходы на поддержку сельского хозяйства предусмотрены в сумме 2,2 млрд. рублей, за счет областного бюджета к уровню 2017 года увеличены на 200 млн. рублей. И здесь приоритетными направлениями для предоставления государственной поддержки определены подотрасли растениеводства, животноводства и малых форм хозяйствования.

Мы продолжим работу с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по дополнительному привлечению средств федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, по устойчивому развитию сельских территорий.

Будет продолжена реализация мероприятий по формированию современной городской среды. Количество муниципалитетов-участников программы увеличится, к Вологде и монопрофильным городам (Череповец, Сокол, Красавино, Сазоново) присоединятся города - исторические поселения федерального значения: Великий Устюг, Тотьма, Белозерск.

Что касается финансовой поддержки муниципальных образований в предстоящей трехлетке, то с 1 января 2018 года повышается уровень ответственности городских округов за управление финансами. С передачей городам дополнительно 5% от налога на доходы физических лиц, на них возлагается задача самостоятельного достижения целевых показателей по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы. 

Для местных бюджетов объемы финансовой поддержки из областного бюджета сформированы с учетом повышения заработной платы работникам бюджетной сферы.

Сохранены единые нормативы отчислений местным бюджетам по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В целом объем финансовой поддержки местным бюджетам в 2018 году увеличен на 1,6 млрд. рублей или на 11% и составит 16 млрд. рублей (без учета расходов в 2017 году на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда в сумме более 1,5 млрд. рублей).

Также местным бюджетам будет оказана финансовая помощь в виде субсидий на строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности – в объеме 1,7 млрд. рублей, дорожное хозяйство – 820 млн. рублей, улучшение жилищных условий молодым семьям и специалистам на селе – 108 млн. рублей, формирование современной городской среды – практически 360 млн. рублей.

Хочу подчеркнуть, что регион успешно применяет систему инициативного бюджетирования путем реализации регионального проекта «Народный бюджет».

За три года (с 2015) мы поддержали около 600 проектов. Общая сумма на их реализацию составила почти 160 млн. рублей (80 млн. областной бюджет).

В конкурсном отборе на 2018 год уже заявились 490 проектов.

Буквально вчера на подведении итогов проекта «Команда Губернатора: Мы вместе – Народный бюджет» я сделал заявление о поддержке всех заявившихся проектов (кроме 32, которые отклонила комиссия) и принял решение об увеличении бюджета проекта еще на 10 млн. рублей, то есть 60 млн. рублей областных средств будет направлено на реализацию 458 проектов.

Совокупный бюджет всех заявок составит 120 млн. рублей. А в целом за 4 года (2015-2018) реализации проекта на местные инициативы будет направлено 280 млн. рублей.

Уважаемые депутаты!

Я обозначил основные позиции.

И, конечно же, мы ставим перед собой задачи на следующий год.

Первое. Создать условия для увеличения валового регионального продукта до уровня более 540 млрд. рублей.

Второе. Обеспечить в 2018 году прирост налоговых и неналоговых  доходов в областной бюджет к уровню 2017 года не менее 4%.

Третье. Выполнить целевые показатели майских указов Президента Российской Федерации, установленные региональными дорожными картами.

Четвертое. К 2020 году довести государственный долг области до экономически безопасного уровня.

Спасибо за внимание и конструктивное взаимодействие.

14:28 || 31 октября 2018

Губернатор Вологодской области принял участие в записи программы «Первые лица» на Радио «Комсомольская правда»

 

12:46 || 31 октября 2018

Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников и Дед Мороз официально открыли цикл мероприятий, посвященных празднованию Нового года. Он еще и юбилейный - 20 лет назад в деревне Морозовица близ Великого Устюга в могучем сосновом бору была построена вотчина - резиденция, дворец, зоопарк, парк развлечений и другое. Она и стала домом Деда Мороза.
12:41 || 31 октября 2018

На этой неделе все внимание приковано к Могилеву. Здесь проходит V Форум регионов Беларуси и России. Первые подписи в контрактах уже поставлены. Сняты и некоторые из наиболее острых вопросов. К примеру, вчера Беларусь и Россия подписали торговые балансы на следующий год. Большой интеграционный разговор продолжится сегодня. В Могилеве в эти дни работает несколько съемочных групп Агентства теленовостей.